Кафедра пожарной и производственной безопасности

Печать

История создания и становления

Открытие специальности «Пожарная безопасность» в Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева было инициировано в 2008 году руководством Главного управления МЧС России по Курганской области (начальник Главного управления - полковник В. Н. Савин, сегодня – доцент кафедры, кандидат педагогических наук), при поддержке руководства вуза и лично ректора 1984-2008 гг., профессора В. Д. Павлова.

Подробнее об истории кафедры...


Манило Иван ИвановичШарипов Азат Гибатович

заведующий кафедрой пожарной и производственной безопасности
кандидат технических наук, доцент

Контактные данные:
Адрес: 641300, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Лесниково,
учебный корпус кафедры пожарной и производственной безопасности КГСХА, каб. 23
Рабочий телефон: +7 (35231) 4-42-83
График работы: пн.-пт. 8:10-16:10 ч.; сб., вс. - выходные дни
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

 

 


Кадровый состав кафедры:

- Шарипов Азат Гибатович – завкафедрой, кандидат технических наук, доцент
- Манило Иван Иванович – профессор, доктор технических наук, майор в отставке;
- Чистяков Владимир Петрович – кандидат химических наук, профессор;
- Гениатулина Ирина Анатольевна – кандидат технических наук, доцент;
- Воинков Виктор Павлович – кандидат технических наук, доцент;
- Москвин Павел Викторович – кандидат технических наук, доцент;
- Жанахов Альсим Сагидуллович – кандидат технических наук, доцент;
- Лопарева Светлана Геннадьевна – кандидат технических наук, доцент;
- Савин Владимир Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент, полковник в запасе
- Куприянов Анатолий Николаевич – доцент, полковник в запасе;
- Лац Сергей Александрович – доцент, подполковник в отставке;
- Пянзина Юлия Александровна – доцент;
- Алексеева Елена Ивановна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
- Колчина Варвара Леонидовна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
- Терпугов Юрий Сергеевич – доцент, майор внутренней службы;
- Солдатов Иван Вячеславович – доцент;
- Печерская Светлана Петровна – старший лаборант;
- Горбунова Ольга Владимировна – старший лаборант.


Базовое образование преподавателей кафедры (Харьковский институт радиоэлектроники, Военно-инженерная академия им. В.В. Куйбышева, Академия гражданской защиты, Академия государственной противопожарной службы, Омское высшее военно-командное танковое училище, Ижевский механический институт, Курганская ГСХА, Курганский государственный педагогический институт, Курганский машиностроительный институт и др.) соответствует профилю преподаваемых ими дисциплин.

Многие преподаватели являются руководителями и ведущими специалистами структурных подразделений Главного управления МЧС России по Курганской области.

В 2014-2015 гг. одиннадцать преподавателей прошли профессиональную переподготовку в Национальном исследовательском центре - Южно-Уральском государственном университете по специальности «Техносферная безопасность».

Сотрудники кафедры за достижения в науке и технике, на производстве и при выполнении ответственных заданий награждены правительственными наградами (грамоты Президиума Верховного Совета РСФСР и Губернатора Курганской области, грамоты и нагрудные знаки министерств и ведомств, ордена и медали). Доцент А. Н. Куприянов за выполнение специального задания награжден орденом Мужества.

 

Учебная работа

Кафедра расположена в отдельно стоящем трехэтажном здании бывшей военной кафедры, где размещены 9 учебных аудиторий, методический специализированный кабинет и компьютерный класс. Учебные аудитории и кабинеты оснащены современной пожарной техникой и специальным оборудованием. Отдельные виды занятий и практика проводятся на муниципальном пожарном посту Лесниковского сельского совета, который территориально граничит с кафедрой. Рядом с учебным корпусом расположены волейбольная площадка, зона отдыха и строевой плац, на котором проводятся отдельные виды занятий и соревнования.

Дисциплины, преподаваемые на кафедре:

▪ Безопасность жизнедеятельности;
▪ Госнадзор в области гражданской обороны;
▪ Защита в чрезвычайных ситуациях;
▪ Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности;
▪ Мониторинг среды обитания;
▪ Надежность технических систем и техногенный риск;
▪ Надзор и контроль в сфере безопасности;
▪ Организация работы с кадрами государственной пожарной службы;
▪ Организация службы и подготовки;
▪ Основы первой помощи;
▪ Планирование и организация тушения пожара;
▪ Пожарная безопасность в строительстве;
▪ Пожарная техника;
▪ Пожарно-строевая подготовка;
▪ Пожарно-техническая экспертиза;
▪ Правовое регулирование в области пожарной безопасности;
▪ Специализированная пожарная и аварийно-спасательная техника;
▪ Управление безопасностью труда;
▪ Управление техносферной безопасностью;
▪ Физиология человека;
▪ Экспертиза пожаров и другие.


Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа, проводимая преподавателями и студентами, преимущественно направлена на разработку технологий и технических средств обслуживания пожарной и автотракторной техники и технологического оборудования, создание безопасных и комфортных условий труда работников пожарных служб. В течение 2011-2015 гг. выполнены исследования по пяти актуальным научно-исследовательским работам, в числе которых «Разработка механизма самостраховки пожарного на автолестнице пожарного автомобиля», «Улучшение условий и охраны труда работников пожарных служб на основе разработки и внедрения организационных и инженерно-технических мероприятий». За последние четыре года подготовлены две докторские диссертации, одна из которых уже успешно защищена. Ведется оформление трёх кандидатских диссертаций, выполненных соискателями кафедры.

Преподаватели кафедры, соискатели и студенты принимают активное участие в работах международных научно-практических конференций. За последние четыре года ими подготовлено более 60 докладов и научных сообщений, опубликовано около 90 научных работ, часть из которых включена в перечень РИНЦ.

На кафедре работают два студенческих научных кружка («Студенческие инновации в пожарном деле»; «Связь дисциплины «Радиационная и химическая защита» с экологическими проблемами Курганской области»).





Воспитательная работа

Основная задача воспитательной работы со студентами – создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей студентов в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Сегодня студенты и их родители живут в новом социальном времени, в совершенно новой социальной среде, в новых социальных реалиях и в условиях совершенно новой идеологии общества. Все эти факторы ставят перед кафедрой новые задачи в подготовке специалистов и бакалавров по пожарной безопасности. Понимая, что эффективность и качество подготовки специалистов и бакалавров зависят от степени взаимодействия процессов обучения и воспитания, преподаватели кафедры организуют проведение процесса воспитания по двум основным направлениям. В частности, через учебный процесс, то есть – во время аудиторных занятий, а также через внеучебную работу, то есть – в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя.

Шестилетний опыт работы кафедры показал, что единство этих двух направлений является эффективным методом воспитания современного вы-сококвалифицированного специалиста. Для этого преподаватели постоянно работают над разработкой представления о том, каким должен быть современный специалист. В этой связи профессорско-преподавательский состав кафедры применяет достижения новой современной системы воспитания студента и, опираясь на фундаментальные ценности, формирует воспитательную среду таким образом, чтобы кафедра и Курганская ГСХА стали для будущих специалистов культурным, учебным, научным, профессиональным, молодёжным центром. Такой подход позволяет достигать поставленной цели, а именно: с первого дня учёбы успешно адаптировать студентов к условиям обучения в академии и сплотить студенческий коллектив. Это важный педагогический приём по формированию профессионала, способного свободно, разумно, обоснованно выработать собственное мировоззрение на основе современного уровня знаний, умеющего быстро и безболезненно приспосабливаться к изменяющимся условиям на рынке труда.

Процесс воспитания проводится в течение всего периода учебы. Поэтому он имеет характер преемственности и непрерывности. Поэтому следующие поколения должны использовать духовные достояния предыдущих, богатство общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. Но основное содержание воспитания должно базироваться, прежде всего, на национальных началах. Большую работу по созданию в группах благоприятной микросреды и морально психологического климата, по сплоченности коллективов групп выполняют кураторы (Н.А. Андрюкова, С.В. Шарина, С.П. Печерская).

Развитию самоуправления, ответственного отношения к учёбе и общественной деятельности студентов, содействию сохранения и укрепления их здоровья много внимания уделяет заместитель декана факультета промышленного и гражданского строительства, доцент Куприянов А.Н.

Способствовать развитию творческого потенциала студентов, укреплению их профессионального интереса, созданию условий для применения имеющихся знаний, умений, навыков, формированию системы ценностных ориентаций помогает работа студенческих научных кружков.

Для реализации принципа непрерывности и преемственности воспитания студентов, достижения целостности и преемственности в их воспитании и формировании личности, приобретения нравственных качеств гражданина-патриота проводятся встречи с ветеранами войн и труда, посещаются музеи.

Учебная и производственная практики

С целью закрепления полученных теоретических знаний и приобретения практических навыков студенты проходят учебную и производственные практики. Для этого они направляются в различные структурные подразделения Главного управления МЧС России по Курганской области (пожарные части, производственно-технологический центр, Центр управления в кризисных ситуациях, пожарные охраны крупных предприятий). При выполнении выпускных квалификационных работ (ВКР) по повышению пожарной безопасности различных объектов экономики студенты проходят производственные и преддипломные практики на данных объектах. Студенты, поступившие на обучение по специальности «Пожарная безопасность» из других субъектов РФ (Челябинская, Тюменская и др. области) и Республики Казахстан проходят практику, как правило, в своих регионах.

Такой подход не только благоприятствует эффективному прохождению практик, но и способствует повышению уровня выполнения выпускных квалификационных работ, а также последующему благоустройству. Руководство практиками ежегодно осуществляет доцент Куприянов А.Н., а при прохождении преддипломной практики в эту работу включаются руководители ВКР и работники тех объектов, где находятся студенты-дипломники. Это способствует не только эффективному прохождению практик и уровню выполнения (ВКР), но и профессионально-трудовому воспитанию студентов, приобщения их к выбранной профессии, включения в трудовую деятельность, формированию сознательного отношения к ней и развитию профессиональной психологии специалиста-профессионала, связанной с имиджем профессии и авторитетом пожарного.

Обновлено 10.12.2019 16:54  


Поделиться:  


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации